Новости
07.01.22Письма из архива Шверник М.Ф. 05.01.22Письма Шверник Л.Н. из Америки мужу Белякову Р.А. и родителям 05.11.21Досадные совпадения 30.03.21Сварог - небесного огня Бог 30.03.21Стах - восхождение в пропасть архив новостей »
GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Информеры - курсы валют

Доклад на активе 24.05.1999г.

     «Уважаемые коллеги!

В октябре 1996 года состоялся третий съезд РНТС строителей. Съезд избрал руководящие органы на очередной пятилетний период и принял решения, определившие перспективу развития Общества.

Съезд внёс изменения и дополнения в Устав, связанные с вышедшим тогда Законом России «Об общественных объединениях», а также учитывающие отдельные насущные вопросы. Произошло, например, переименование РНТС строителей в Российское научно-техническое общество строителей.

Съезд выработал основные направления работы Общества на предстоящее пятилетие с учётом изменений в политической и, главным образом, в экономической жизни страны.

Решения съезда легли в основу работы центрального органа Общества и его территориальных организаций. Мы ими руководствовались, и они, надеюсь, останутся актуальными до очередного съезда в 2001 году.

Живучесть принятых на съезде решений в части основных направлений деятельности Общества объясняется не столько нашим опытом, хотя и его роль существенна, сколько тем, что в инвестиционном климате страны ничего заметного в созидательном плане не происходит.

Наоборот, мы в этот период были свидетелями продолжающегося экономического кризиса, который сейчас иногда именуют «системным», т.е. ставшим системой существования.

На нынешнем положении дел хотелось остановиться, не ставя цель «нагнетания» негатива, а лишь для учёта этих обстоятельств при прогнозировании жизнедеятельности Общества.

Ситуация в макроэкономической политике предопределена ростом инфляции и низким уровнем жизни большей части населения, ростом неплатежей и натурализацией экономики.

В народном хозяйстве углубляется разрыв между финансовыми и производственными секторами экономической системы, обостряется бюджетный кризис, растёт бюджетный долг. Несколько лет подряд не удаётся обеспечить запланированное финансирование из федерального бюджета.

Несбалансированное соотношение цен на ресурсы и готовую продукцию, на отечественные и импортные товары, завышенные ставки банковского кредита и низкие нормы прибыли в производственной сфере делают убыточными значительную часть отечественных предприятий.

Идёт быстрое разрушение научно-технического потенциала страны, свёртывание научных исследований и разработок новой техники, падение инновационной активности.

Экономическая политика государства сводилась к наращиванию внешних займов, направлявшихся в финансовую сферу. Обеспечивалось поддержание пирамиды ГКО. Зарубежные заимствования тратились на обслуживание финансовых отечественных и зарубежных структур, давая им благоприятный режим перевода капитала за рубеж.

Официальный прогноз социально-экономического развития России на 1999 год фиксирует спад производства на 2-6 процентов, а инвестиций на 5-9 процентов.

Уровень бюджетных расходов в абсолютном выражении уже вдвое ниже того, который минимально необходим для жизнеобеспечения страны.

Нельзя сказать, что правительство России не принимает мер для изменения экономического положения в стране, для смены приоритетов экономической политики в интересах населения.

Однако фактически сохраняется прежняя линия на пассивное приспособление государства к углубляющейся экономической депрессии вместо активизации его роли в преодолении кризиса и создании условий для перехода к экономическому росту.

По некоторым оценкам в сложившихся условиях для вывода страны в режим устойчивого развития нужно обеспечить подъём инвестиций в 4 раза.

При меньших темпах вновь создаваемый продукт будет меньше выбывающих элементов производительных сил.

Правительством Примакова, при имевших место положительных аспектах, связанных со стабилизацией взаимоотношений ветвей власти, с отсутствием резких движений при принятии решений, с начавшимся экономическим ростом, который оценивается специалистами за последние шесть месяцев на полтора десятка процентов, так и не была разработана и не была принята экономическая программа.

Да, события августа прошлого года, изменившие курс рубля, привели к сокращению ввоза товаров из-за рубежа и сделали отечественную продукцию в ряде отраслей более конкурентоспособной, но это не является заслугой отправленного в отставку Правительства.

Новому Правительству России предстоит ещё только сформировать и выработать экономическую программу подъёма народного хозяйства. Трудностей на этом пути, как мы знаем, встретится предостаточно.

Предстоящие выборы в Госдуму, а в 2000 году выборы Президента страны отвлекут внимание общества от решения задач экономики, и пока нельзя предсказать, чем они закончатся и к чему приведут.

Такая сложившаяся в стране ситуация. При всей её неутешительности следует сказать, что мы пережили в прошлом и более трудные времена в развитии, но устояли.

Научно-технический потенциал строительного комплекса сжат внешними обстоятельствами до размеров ядра. Но это ядро существует, оно выработало приёмы защиты и помышляет о расширении своих границ. Живучесть и приспособляемость к новым условиям научно-технического комплекса в строительной отрасли, доказана на практике. Кадровый состав ядра насчитывает порядка 27 тысяч человек, из них свыше 18 тысяч человек - научные сотрудники.

Устояло в этих сложнейших условиях и РНТО строителей.

Не стану говорить о положении в строительном комплексе страны, так как мы с вами об этом достаточно осведомлены.

                                                               * * *

     Перейду к внутренним проблемам нашего Общества. Если мы не можем влиять на инвестиционный климат в стране, а лишь должны считаться с ним, то в научно-технических вопросах многое зависит только от нас самих.

Конечно, окружающая обстановка сказывается на результатах работы Общества. Но какой бы пригодной для развития не оказалась внешняя среда, без собственных усилий членов Общества ситуацию не изменить. Члены Общества даже при неблагоприятных условиях способны сохранить РНТО строителей и определить его судьбу.

Желательно, чтобы именно эта тема стала основной при обсуждениях.

Не прошло десятилетия, как дурманящий хмель свободы от всего и вся, затуманивший не одну горячую голову, развеялся, и мы увидели результаты разбегания в стороны. От кого и от чего убегали? От строительного комплекса, частью которого являлись и являемся? От влияния государства, в котором живём и которому должны служить? От других общественных формирований, являющихся составными элементами отрасли?

Не счесть потери, понесённые каждым обществом в отдельности и общественным движением в целом.

Вот и пришло осознание того, что в отрыве от государственных и общественных структур существовать нельзя.

Отмечу, что сейчас именно по инициативе нашего РНТО строителей началось сближение общественных организаций строительного комплекса друг с другом и с Госстроем России.

В декабре 1997 года руководители общественных организаций строительного комплекса страны подписали договор о сотрудничестве, о направлении общих усилий на решение накопившихся проблем. Создан Совет общественных объединений строительной сферы.

Совет успешно функционировал весь прошедший период. Он обращался в правительства Кириенко, а затем Примакова с предложениями по совершенствованию структуры Госстроя. Вмешательство способствовало тому, что из состава Госстроя были выведены структуры, занимавшиеся землеотведением и картографией. Направлялись обращения и по другим вопросам.

С Советом общественных объединений начинает считаться Госстрой РФ, до которого было трудно достучаться отдельной общественной структуре самостоятельно.

В феврале 1999 года общественные объединения подписали соглашение  о взаимодействии с Госстроем, в котором определены направления сотрудничества, используя договоры, рабочие комиссии, группы, совещания.

Властные и общественные структуры, а роль последних будет возрастать, становятся пусть пока неравноправными, но партнёрами. Это большое достижение.

Совет общественных объединений обеспокоен также тем, что до настоящего времени общественные формации России не имеют контактов с Международным сообществом инженеров строителей и союзами строительных организаций.

Союз строителей России пока не проявил должную активность в этом вопросе, а вот Российское общество инженеров строительства (РОИС) начало заниматься этой проблемой.

На третьем съезде РОИС, состоявшемся в 1996 году, принято решение о создании национального Российского общества инженеров строительства, которое по своей структуре, условиям и категориям членства, основным направлениям уставной деятельности соответствуют Международному сообществу инженеров строителей.

В Европейский союз гражданских инженеров и Международный институт инженеров строителей направлены документы для оформления вступления.

Эти действия со временем коснуться и нашего Общества, его реструктуризации. Думаю, что к очередному съезду будут подготовлены предложения, которые мы обсудим.

Что касается внутренней сферы деятельности, собственных проблем, то бюро также проводило планомерную работу, о которой кратко доложу.

Для координации усилий секций создан координационный совет из председателей секций, который, к сожалению, бездействует. Возглавляет его Ю.М. Баженов.

Результаты работы секций доказали, что эти структуры жизнеспособны в новой экономической обстановке.

Многие годы мы испытывали давление со стороны городских властей и некоторых коммерческих организаций, связанное с нахождением нашего Общества в помещении «Памятника истории и культуры Москвы». Сейчас эта проблема решена. Нам удалось закрепить помещение памятника на очередные пять лет за нашей общественной организацией. Хотя мы прекрасно понимаем, что содержать в хорошем состоянии помещения без затрат практически нельзя. Помещения ветшают и требуют постоянного ремонта. Нам нужна помощь и поддержка коммерческих организаций центра и регионов.

В докладе на очередном съезде Общества в октябре 1996 года я говорил: «Мой доклад не включает информацию о работе региональных структур. Система отчётности отменена, рапорты о свершениях не в моде. Не думаю, что сложилась верная система взаимоотношений. Следует обсудить на съезде порядок взаимоотношений на будущее».

Напомню вам, что мы не только обсудили тогда эту проблему, но внесли в новую редакцию принятого и зарегистрированного устава конкретные записи. Они гласят:  «Региональные организации обязаны выполнять положения устава, ежегодно платить членские взносы и представлять информацию в центр о своей деятельности».

Могу доложить, что годовую информацию о деятельности за 1997 и 1998 годы не представила ни одна региональная структура НТО. Как это понимать?

О.В. Дубцов, отвечающий в центре за этот вопрос по распределению обязанностей, имеет своеобразную точку зрения: «Я не хочу отпугнуть организации на местах от Общества». Если представление информации о деятельности, записанное в уставе, кого-то может отпугнуть, то нужны ли обществу такие звенья и вправе ли мы именовать себя Российским НТО строителей?

Считаю такое положение недопустимым, требующим исправления. В решении актива следует не только напомнить, но и обязать территориальные структуры представить уже в июне т.г. информацию о деятельности за 1997-1998 годы. Она должна быть краткой и включать сведения о численном составе, об уплате членских взносов членами общества, об основных осуществлённых мероприятиях, об имеющихся проблемах.

Теперь о взносах первичных структур, они составляют 300 рублей в год с каждой организации субъекта Российской Федерации. В 1997 году перечисление средств сделали только 9 организаций: Уфа, Новгород, Липецк, Якутск, Чита, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар.

В 1998 году свою уставную обязанность выполнила только Уфа и Новгород, за текущий год перечисления произвела только Уфа. В нашем решении актива и по этому поводу должно быть записано поручение о погашении задолженности в самый короткий срок. Хочу быть правильно понятым. Дело не в том, что Центр не может прожить без перечислений с мест.

Из доклада видно, что Центр активно исполняет свои обязанности, что имеем отличный коллектив единомышленников, преданный идее НТО и творчески работающий на эту идею. Мы стремимся в этот сложный период жизни, который растянулся на много лет и ему пока не видно конца, сохранить и продолжить славные традиции Русского технического общества с отделом в его составе строительного искусства и архитектуры, созданного ещё 130 лет назад.

Сегодня нам не нужна массовость как таковая, нам нужен крепкий цементирующий авторитетный костяк учёных и специалистов, осознающих значение своей роли и места в Обществе и гордящихся свое причастностью к Обществу.

Но если Центр за последнее время укрепился, активно функционирует, исправно направляет информацию на места о каждом своём шаге, доводит свои решения, то это ещё не свидетельство работоспособности всего Общества.

Региональные структуры, даже те, сила которых нам хорошо известна, не особенно стремятся к расширению контактов с Центром, с научно-техническими секциями, замыкаются в своей скорлупе, остаются, как говорится, в гордом одиночестве.

Невольно задаёшься вопросом о том, чем же так неугодно бюро для контактов, для взаимодействия? Почему мы представляем в настоящее время, если говорить техническим языком, полупроводниковую схему: передача информации, заинтересованность в сотрудничестве происходит в одну сторону к региональным структурам. Обратной же связи нет, её нет ни на добровольной основе, ни на условиях выполнения положений устава.

                                                              * * *

     Принимая решение о проведении актива, Центр исходил из следующего:

1. Прошла половина срока с момента выборов совета, что уже само по себе предполагает подведение итогов на промежуточном этапе. Необходимо коллективно осмыслить сделанное, обсудить результаты.

2. Актив покажет, насколько едины сегодня центр и региональные структуры в понимании складывающейся обстановки в Обществе, в оценке проделанной работы советом и региональными организациями.

3. Необходимо определить главные задачи Общества на текущий и оставшийся до съезда периоды. Что касается этих задач, то я предложил бы свести их к следующим:

- Выполнение уставных обязанностей. Понятие «обязанности» встречаются в уставе тогда, когда речь идёт о членах Общества и региональных структурах. Руководящие органы выполняют не обязанности, а возложенные на них задачи (осуществляют, представляют, организуют).

Обязанности членов общества и структурных организаций одинаковы: соблюдать устав, выполнять решения съездов и выборных органов, активно участвовать в реализации задач, платить ежегодные взносы и представлять информацию о деятельности (последняя обязанность относится к структурам).

Что касается выполнения обязанностей структурами, то положение дел мною было показано. Можно допустить, что также обстоят дела и с выполнением обязанностей членами Общества.

- Проведение до 1 июля т.г. перерегистрации уставов всеми региональными структурами. Если в этом вопросе необходима консультативная помощь, то готовы её оказать. Перерегистрация покажет фактическое количество региональных структур и их дееспособность.

Мы перестанем жить иллюзиями, что, возможно, нравится О.В. Дубцову, а войдём в реальный мир, и в нём будем работать. Это уже давно пора сделать.

Хочу обратить внимание и на такую юридическую сторону вопроса. У половины региональных структур, прошедших перерегистрацию, вообще не упоминается принадлежность к РНТО строителей.

Возьмём устав Московского общественного НТО строителей. В пункте 1.3 записано: «осуществляет деятельность во взаимодействии с РНТО строителей» и далее идёт длинный перечень организаций. Хорошо, что хотя бы есть упоминание об РНТО строителей.

В тоже время в уставе нашего Общества сказано: «Структурами РНТО строителей являются его региональные организации». Нельзя не признать явные противоречия в приведённых формулировках.

Таким образом, НТО Московской области никакого отношения не имеет к Российскому НТО строителей. Между нами может быть лишь взаимодействие, на что необходим специальный договор, которого нет.

Другой пример. В уставе Р.Н. Мачуниной читаем: «Башкирское НТО строителей». О Российском НТО строителей никакого упоминания. На каком же основании систематически и досрочно Рита Нуриевна перечисляет деньги Обществу? Как спонсорскую помощь Общество может их принять, но Р.Н. пишет в счетах «ежегодные взносы». Какие взносы, если мы не состоим в одном Обществе? Любой проверяющий укажет на нарушение финансовой дисциплины.

Очередной пример. И Московская область, и Башкортостан выдают членские билеты РНТО строителей и значки РНТО членам своих обществ. На каком юридическом основании это делается?

Могу привести и другие казусы, вытекающие из нашего с вами двойственного положения.

Предлагаю в решении актива записать, чтобы до конца этого года на съездах или общих собраниях членов было принято и внесено в уставы дополнение о том, что НТО данного субъекта Федерации является региональной структурной организацией Российского НТО строителей. Это позволит нам перейти от неуставных отношений к уставным и вместе выходить на очередной съезд.

- Бюро должно активизировать усилия по возрождению региональных структур в тех объектах РФ, где они распались и перестали существовать. При этом нам нужно будет ориентироваться не столько на строительно-монтажные организации, в которых сейчас научно-технические интересы не в почёте, а на оставшиеся научно-исследовательские организации, на высшие учебные заведения страны, где творчество составляет основу деятельности.

Конечно, это сложная работа, тут поручением или командой не обойдёшься, нужно находить инициаторов на местах, заниматься разъяснениями и убеждениями, использовать все связи и личные знакомства. Если мы в этом деле не достигнем перелома, то будем лишены права иметь статус Российского общества.

- Следующей важной задачей является привлечение в Общество новых членов, но не ради количества, а для осуществления целей, записанных в уставе Общества. Нам необходимо знать поимённо единомышленников. То, что сегодня Общество не имеет полного списка своих членов, включая почётных, плохо хотя бы потому, что это не уважительно к коллегам.

Это, на мой взгляд, первоочередные задачи на ближайший период – задачи правового, организационного плана.

Что же касается основных направлений деятельности, то они были приняты на последнем съезде и в основном, о чём упоминалось в докладе, остаются актуальными.

В вопросе направлений работы недопустимо нивелирование, каждое структурное подразделение с учётом своих возможностей, кадрового состава и его специализации выбирает для себя самостоятельно приоритетные ориентиры.

И мы имеем подтверждение тому, о чём, надеюсь, будет сказано в ваших выступлениях в прениях, как велико и разнообразно поле деятельности научно-технического мира.

Благодарю за внимание».