Новости
07.01.22Письма из архива Шверник М.Ф.
05.01.22Письма Шверник Л.Н. из Америки мужу Белякову Р.А. и родителям
05.11.21Досадные совпадения
30.03.21Сварог - небесного огня Бог
30.03.21Стах - восхождение в пропасть
архив новостей »
|
Союз строителей России21 сентября 1990 года в Москве представители организаций строительного комплекса - ассоциаций, концернов, кооперативов, объединений, республиканских министерств и ведомств, трестов, комбинатов, заводов, институтов - учредили Союз строителей СССР. Они утвердили устав и избрали президента, которым стал председатель Госстроя СССР Серов В.М. Задачи созданного Союза сводились к анализу развития и прогнозу конъюнктуры инвестиционного рынка, рынка подрядных и проектных работ, строительных материалов, к организации совместной деятельности по совершенствованию производства, подготовке кадров, поддержке международного экономического и научно-технического сотрудничества. К этому времени бурный и бессистемный переход на новые рыночные отношения в стране уже практически разрушил существовавшую организационную структуру строительной отрасли и систему управления. Независимые новообразования оказались предоставлены самим себе. Союз строителей СССР по замыслу учредителей «должен был стать силой, способной проводить в органах законодательной и исполнительной власти линию на создание благоприятных условий для развития инвестиционного сектора экономики, правовых и социальных гарантий для подлинно самостоятельной деятельности в рыночной экономике». Так говорил на учредительном съезде президент, и ещё он добавил. - Создание союза строителей СССР в нынешней ситуации, пожалуй, единственная возможность хоть в какой-то мере остановить агонию строительного дела в стране, стабилизировать обстановку. Будем надеяться на это! Надеждам, однако, не суждено было сбыться, уже через год не стало Советского Союза, а с ним и Союза, имевшего отношение к строительному комплексу. Объективные обстоятельства, таким образом, не дали возможности общественному объединению проявить себя в деле. Думаю, что причины внутреннего порядка этому также препятствовали. По моему мнению, президентом Союза нельзя было избирать руководителя государственной структуры, являвшегося членом правительства. Различными были функции этих организаций, права и обязанности, подходы к решению вопросов, чтобы возглавлял их один и тот же человек. Избрание Серова дискредитировало главную идею - создание общественного объединения - и не могло привнести ничего хорошего. Мне не довелось принять участие в работе учредительного съезда, так как я в Свердловске на собрании коллективов территориального строительного объединения «Средуралстрой», представлял интересы ассоциации «Росуралсибстрой». Мои коллеги по совместной работе в Главсредуралстрое принимали решение о ликвидации объединения. В организациях Главсредуралстроя и в его аппарате я отработал 27 лет, начиная с 1959 года. Конечно, было больно видеть как торопливо, в шуме и гаме под давлением внешних обстоятельств, не допускавших иного исхода, выносился приговор структуре, сделавшей меня профессиональным строителем. Я не застал сам момент голосования, на которое влиять при всём желании не мог, так как меня вызвали с заседания домой - скончался отец.
*** Вообще-то вопрос о создании Союза строителей СССР в ту пору интересовал меня мало. В текучке захлёстывавших оперативных дел, которые я вёл, работая заместителем президента ассоциации «Росуралсибстрой», было не до того. Из под ног уходила привычная организационная основа строительного комплекса. Спасительной мерой в той обстановке Союз, конечно же не являлся. Только не пройдёт месяца, как тема создания общественного объединения в строительстве потребует к себе иного отношения. За этот отрезок времени, описанный подробно в одной из предыдущих глав, я буду назначен председателем «Госкомархстроя», стану членом правительства РСФСР, и круг моих интересов неимоверно расширится. В поле зрения окажется и Союз строителей России, который предстояло создать. Собственно сотрудники аппарата Государственного комитета по архитектуре и строительству вместе с руководителями ведущих концернов и ассоциаций страны под патронажем правительства уже разрабатывали новую структуру управления строительным комплексом. Мне пришлось срочно входить в курс предложений инициативной группы, возглавляемой В.А. Алексеевым. В схеме управления отводилось заметное место созданию Союза строителей России. 17 октября, то есть на четвёртый день после утверждения председателем Госкомархстроя, я встречаюсь с секретарём комитета по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Верховного Совета РСФСР Жигулиным В.И. Мы обсуждаем состав учредителей будущего Союза. Вечером 22 числа докладываю Скокову Ю.В. первому заместителю председателя правительства о программе действий по созданию Союза строителей, о группе по разработке механизма перехода к рыночным отношениям в отрасли и об организационной структуре управления строительством. Он поручает представить состав оргкомитета под моим председательством по подготовке и проведению учредительного съезда, который вскоре будет утверждён. 25 октября на встрече с руководителями исполкомов и ведомств РСФСР обсуждалась тема: «Переход на рыночные отношения». Председательствовал И.С. Силаев, доклад делал Скоков. Должен отметить, что в той невероятно сложной обстановке, в которой оказался не только строительный комплекс, а все отрасли народного хозяйства, докладчик говорил уверенно. Странностей в его поведении и высказываниях хватало, но следует отдать должное, он, по моему мнению, реально воспринимал происходящее, представлял разрушительные последствия перемен и, не поддакивая, открыто выражал своё несогласие с некоторыми шагами правительства. Другого такого принципиального человека, трезвого в оценках обстановки и желающего смягчить последствия от бездумных действий, в правящем эшелоне тогда не было. Однажды во время совещания в кабинете он сказал: - Я махровый производственник, поэтому спрашиваю так. Принадлежность к производству он не скрывал, а наоборот выпячивал её в противовес теоретическому уклону тех молодых всезнаек, которые тогда были на виду. Отзывался о них он нелестно, например, Станкевича характеризовал одним словом - «гимназист». Скоков явно выпадал из обоймы правящей «команды» и не мог рассчитывать на поддержку. Пост ему вскоре пришлось оставить. Не стану приводить основные положения доклада, хотя они заслуживают внимания, чтобы не отклонятся в сторону, но об одном моменте упомяну. Скоков объявил во всеуслышанье, что съезд строителей будет проведён в ноябре. Ничего не оставалось делать, как активно заниматься его подготовкой. Был составлен список организаций-участников, направлена информация на места, начались переговоры с администрациями гостиниц. Скоков систематически контролировал ход подготовки. 10 ноября он возвратился к теме съезда, наметил время «прокатки» первой редакции доклада, содержание которого должно сводится «к сохранению строительного комплекса от развала», и нервно поставил вопрос: - И ещё раз! Зачем Союз нужен мне (он подразумевал себя) и другим? Полной уверенности в том, что затеянное дело может оправдать возлагаемые надежды, у него не было. Инициативную группу по подготовке документов к съезду также не оставляли сомнения по этому поводу, так как задачу «сохранения комплекса от развала» на «общественных началах» реализовать было нельзя. В тот же день я встречаюсь с В.М. Серовым. У меня накопилось много тем, связанных с работой наших Комитетов в тех условиях, когда Российская Республика стала забирать у государства функции, которые ранее не выполняла. Меня интересовало мнение Серова о перспективе Госстроя СССР, надеялся получить помещения в здании союзного Госстроя для размещения служб Госкомархстроя. Нужно было оговорить объём бюджетного финансирования науки на следующий год, которые пока ещё перечислял Госстрой Союза, обсудить перечень проектных и научно-исследовательских институтов, передаваемых в ведение РСФСР, условия привлечения нашим Комитетом специалистов Государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое СССР. Предстояло обсудить разделение полномочий между нашими организациями, выборочный приём к нам на работу специалистов Госстроя, в связи с сокращением его штатов. Было интересно узнать мнение В.М. о создание Союза строителей России. Серов в разговоре был сдержан, охотнее поддерживал темы, интересующие Госстрой СССР. Он понимал, что обязан считаться с условиями, в которых оказался по решению властей сам и его организация. О многом мы всё же переговорили и договорились, в том числе и о передаче нашему Комитету шести телефонных номеров. Надеюсь, что упоминание о телефонах даст некоторое представление о возможностях Госкомархстроя в то время. Я пригласил Серова принять участие в работе съезда, создание Союза он поддерживал. 13 ноября утром, а затем после заседания президиума Совета министров Скоков формулирует: - Через три дня обсудим проект устава Союза строителей и другие документы. В число других входили: кандидатуры председателя и его заместителей, составы президиума, правления Союза, перечень комиссий, фамилии приглашённых и того, кто будет вести съезд. Пристальное внимание шефа к созданию общественной организации удивляло. Не строительные подразделения, получившие самостоятельность, определяли тогда порядок и принципы своего объединения в Союз. Это делала исполнительная власть страны, держа бразды правления в своих руках, словно она формировала подведомственный орган. Следующие два дня проходило расширенное заседание Совмина РСФСР, отлучиться, чтобы заняться делами, было нельзя, но в назначенный час утром 16 ноября я с группой коллег прибыли к Скокову для обсуждения подготовленного проекта устава и других материалов. Он стал анализировать содержание устава с особой тщательностью, будто это был документ, который спасёт вместе со строительным комплексом и матушку Россию, проваливающуюся на наших глазах в тартарары. - Сравнить с уставами крестьянского союза и союза промышленников. Указать в преамбуле о развале строительной отрасли. Показать, что даст народу (?) создание Союза. Отработать с группой депутатов пункт о правах и защите интересов. Как будут формироваться горизонтальные связи с кооператорами и другими структурами? Включить в обязанности Союза оказание помощи организациям в установлении деловых связей, разработку принципов приватизации в отрасли, влияние на цены, возможность препятствовать их скачкам, управление ценами, то есть торговать в установленных пределах - не ниже и не выше, взятие на себя вопроса лицензирования, - говорил он. После передышки повторялся: - Расписать, каким путём защитить отрасль от развала: ценовая политика, создание банка, лишение профессии(?), влияние на рыночные отношения. Основное внимание уделить развитию производства строительных материалов и техники, связи с территориями. Не обошёл он стороной и организационную сторону подготовки к съезду: - Провести заседание оргкомитета, определиться с лицом, ведущим съезд. Это должна быть политическая фигура, например, В.С. Германенко - заместитель председателя Алтайского краевого исполкома. Кого рекомендовать председателем Союза? Доклад на съезде сделать от имени оргкомитета. Из его последней установки следовало, что доклад за мной и надо начинать работать над ним. Я специально перечислил замечания и предложения Скокова, сделанные на встрече, при этом сдерживал себя, чтобы не ставить знак вопроса после каждой его фразы. Они дают представление о том, какими направлениям тогда придавалось значение, как формулировались подходы к их решению, какой, наконец, хаос был в голове главного координатора. Будущее отрасли он видел на свой лад и не желал обсуждать соображения с другими, а, пользуясь положением, просто декларировал их и требовал исполнения поручений. Очередная встреча пришлась на 19 ноября. Скоков объявляет. - Съезд проведём 27 ноября. Открывается он докладом следующего содержания: что делается правительством по стабилизации экономики, какие меры принимаются по социальным гарантиям для работающих в отрасли, какая проводится практическая работа по переходу к рыночным отношениям, каким содержанием наполнена деятельность правительства. А заканчивает несколько неожиданно, без связи с темой обсуждения: - Необходимо принятие чрезвычайных действий. Народ осатанел. 22 ноября я провёл последнее заседание оргкомитета. Были названы четыре претендента на пост председателя Союза: В.Н. Забелин, В.И. Решетилов, Ю.Г. Лосев и Пятибрат. Каждый из них хорошо известен в строительной среде и достоин быть избранным. Потом члены оргкомитета обсудили, кому следовало бы обязательно выступить на съезде, а также порядок его проведения. В тот же день я вручил Скокову приглашение на съезд, назвал кандидатуры на пост председателя и спросил о его личном участии в работе. Ничего определённого выяснить не удалось. Несмотря на неопределённый ответ, я понял, что он на съезде не будет, отчего на душе стало легче. За минувший месяц мне надоели его поучения, вмешательство в каждую мелочь, самоуверенный тон и диктат даже в тех вопросах, о которых он не имел никакого понятия.
*** 23 ноября в 10.00 учредительный съезд открылся. В зале около четырёхсот человек, 203 из них получили мандаты, они представляют 130 организаций строительного комплекса. Остальные являются приглашёнными, то есть без права голоса. Это работники исполнительной власти от областей и республик, корреспонденты газет и журналов. На сцене за столом президиума Решетилов и я, левее от нас - трибуна. Первым на неё поднимаюсь я, чтобы сделать доклад: «Сначала о цели такого представительного собрания. Нам предстоит официально оформить создание на добровольной основе новой независимой общественной организации - Российского союза строителей. Нам - это присутствующим здесь представителям строительных, монтажных, проектных, научно-исследовательских, изыскательских и других организаций, промышленных предприятий строительной индустрии и стройматериалов, организаций и предприятий других отраслей народного хозяйства, а также отдельным гражданам, являющимся учредителями союза. Теперь о цели, главной цели Российского союза строителей. Это - создание благоприятных условий для эффективной деятельности строительного комплекса Республики, обеспечение правовой и социальной защищённости членов союза, развитие предпринимательства, рынков проектной и строительной продукции. Положение строительного комплекса Республики и в другие-то годы никогда простотой не отличалось. Постоянная ориентация на взятие новых достойных рубежей по объёмам освоения капитальных вложений, по вводу производственных объектов, жилья, которые в силу не кончавшейся разбалансированности с материальными ресурсами превращались в сверхзадачи, держали весь комплекс в напряжении. При завершении каждого очередного года казалось, что труднее и хуже уже быть не может. Но начинался новый год, так не одну пятилетку, и реальной жизни удавалось опровергать такие предположения. Многострадальный строительный комплекс, повидавший многое, использовавшийся в разных целях и побывавший на местах в руках разных опекунов, вечно боровшийся верой и правдой за снижение стоимости строительства, обходившийся без архитектуры и качества, переживший диктат и самоуправство власти любого уровня, не мог оставаться без изменений. Он потерял былое могущество, кадры, остался без техники, технологического оборудования, транспорта. Особенно большие потрясения пришлись на последнее время, когда он в ногу с народным хозяйством приблизился к развалу. И вот заканчивается очередной 1990 год и снова кажется, что труднее и хуже быть уже не может. Нельзя, конечно, допустить, чтобы было ещё хуже. Хочу вместе с тем напомнить, что даже сегодняшний уровень строительного комплекса - это 63 млрд. рублей подрядных работ в год, из которых почти две трети выполняется республиканскими организациями. Годовая сдача жилья составит около 68 млн. кв. метров. Предприятия промышленности строительных материалов выпустят продукции на 14 млрд. рублей. В строительстве занято 5,4 млн. человек, 845 тысяч человек работает в промышленности, 50 тысяч проектировщиков. Хотя и не остались прежними названные данные по объёму и численности, хотя и свидетельствуют они о продолжающихся кризисных явлениях, вызванных общим спадом экономики и нарастанием негативных тенденций, строительный комплекс порой наперекор объективным обстоятельствам существует. Строительный комплекс сегодняшнего дня имеет массу особенностей. Они не являются предметом обсуждения на данной встрече, и о них можно было бы не говорить. Но так как их появление как раз и подталкивало рождение идеи и осознание необходимости создания Российского союза строителей, то назвать приходится. Существенно изменилась структура управления строительством. Взамен строительных министерств образованы на добровольной основе государственные концерны и ассоциации. Их функции отличаются от министерских. Государством им предоставлены только права арендодателя и размещения государственных заказов, остальные полномочия делегированы снизу входящими в состав организациями и предприятиями. Структурные преобразования коснулись территориальных органов управления строительством, меняются их права, обязанности, названия. Повысилась самостоятельность объединений, трестов, управлений, являющихся государственными предприятиями. Серьёзное преобразование претерпел бывший Госстрой РСФСР. Главными задачами нынешнего Госкомархстоя РСФСР в условиях государственного суверенитета России являются: проведение государственной инвестиционной политики, обеспечение развития научно-технического прогресса, разработки и введения государственных республиканских норм и стандартов, качественно нового уровня градостроительства и архитектуры. В то же время формирование строительно-проектного комплекса ещё не завершено. Рассматриваются и обсуждаются вопросы о передаче в ведение РСФСР соответствующих союзных структур: Минмонтажспецстроя, Минтрансстроя, Минэнерго, Миннефтегазстроя, ассоциации «Союзстройматериалы», межотраслевого объединения «Строммаш» и других, а также научных и проектных организаций строительного профиля, расположенных на территории России. В строительной отрасли идёт процесс приватизации предприятий и организаций. На ноябрь 1990 г. на арендные условия перешли 310 предприятий промышленности строительных материалов и 160 строительных организаций, выполняющих 2,4 млрд. рублей строительно-монтажных работ, уже 5,6 процента от общего объёма. Задействовано 43 тысячи строительных кооператива, объём их продукции и услуг составил 12 млрд. рублей. В кооперативах трудится 1,6 млн. человек. Продолжается процесс демонополизации через большую самостоятельность хозяйственных подразделений, через различные формы собственности, путём увеличения количества независимых предпринимателей. В переходный период к рынку меняется инвестиционная политика. Приостанавливается выполнение программ, не отвечающих потребностям народного хозяйства. Для реализации структурного поворота консервируется часть начатых строек производственного назначения, кроме объектов агропромышленного комплекса и базы строительной индустрии. Запрещается начинать сооружение объектов, не обеспеченных строительными мощностями в размерах, необходимых для завершения строительства в нормативные сроки. Приоритетное значение приобретает строительство объектов социальной сферы, реализация жилищной программы. С переходом на рынок изменяется система материально-технического снабжения строек. Этот наиболее важный вопрос для жизнедеятельности комплекса вызывает особую тревогу из-за имеющихся пока неопределённостей. Становятся основой договорные цены на проектную и строительную продукцию и многое другое. В таких постоянно меняющихся условиях существования строительный комплекс нуждается в государственной поддержке. Об этом шёл специальный разговор в начале октября в Москве на Всероссийском совещании с руководителями строительных организаций и заместителями председателей исполкомов краёв и областей, республик и автономных образований. Проводил встречу первый заместитель председателя Совмина РСФСР Юрий Владимирович Скоков. При обсуждении были высказаны настоятельные предложения о принятии ряда первоочередных мер государственной поддержки для стабилизации положения в строительстве. Нужно сказать, что правительство России не только внимательно, но и с большой заинтересованностью отнеслось к просьбам. Несмотря на сложное положение нынешнего времени Совмин РСФСР вчера, как раз накануне учредительного съезда, принял постановление №557 «О первоочередных мерах по переводу строительного комплекса РСФСР на новые условия хозяйствования». Значение постановления велико. Не могу не назвать некоторые решения, вселяющие веру в завтрашний день. Приостановление действия постановления Совмина СССР от 30 сентября 1989 года за №809. Установлено, что все взаимоотношения заказчика и подрядчика (порядок расчётов, сроки строительства) регламентируются договорами подряда. До принятия закона о собственности временно делегированы государственным концернам Россевзапстрой, Росюгстрой, Росвостокстрой, Росстром, Росгражданреконструкция, ассоциации Росуралсибстрой права по управлению имуществом входящих в их состав организаций и предприятий. Для расширенного воспроизводства основных фондов, развития производственных баз и социальной сферы установлена норма плановых накоплений на строительно-монтажные работы в размере 26-28 процентов. Расчёты за строительную продукцию, материалы, конструкции производятся по договорным ценам (за исключением объектов социальной сферы по заказам местных советов), уровень рентабельности для строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций определён в 30 процентов и другие заслуживающие внимания вопросы. На поддержку строительного комплекса направлены также разрабатываемые законодательные и нормативные акты, устанавливающие правовую основу деятельности строительных организаций и предприятий. Их разработка завершится в текущем году. К наиболее важным из них относятся: «Закон об инвестиционной деятельности на территории РСФСР», постановления Совмина РСФСР, устанавливающие новый порядок организации материально-технического обеспечения, финансирования и кредитования, ценообразования в строительстве, механизм защиты потребителей от недоброкачественной строительной продукции, систему лицензирования проектных и строительных организаций и предприятий. На том же совещании строителей в Совете Министров было высказано предложение о самоподдержке строительного комплекса, о создании Союза строителей, необходимость которого вытекает из особенностей текущего момента. Было определено и время проведения учредительного съезда - до 25 ноября т.г. Думаю, что эта идея самоподдержки не требует особого обоснования и агитации за неё, она сразу же получила признание. Вместе с тем разрешите от имени организационного комитета по подготовке учредительного съезда высказать несколько положений. Разрушение командно-административной системы и предоставление полной самостоятельности и самоуправляемости строительным предприятиям и организациям оставило их один на один с нарождающимся рынком. Конечно, это обстоятельство серьёзно усложнило деятельность. И говоря откровенно, усложнило не столько исчезновение руководящего органа в лице структурной вышестоящей единицы, сколько потеря пусть строгого, но всё-таки защитника твоих интересов, твоего заступника. Теперь этого нет и нет к этому возврата. Социальной и профессиональной защищённостью предстоит заниматься самим через создание независимой общественной организации в виде Российского союза строителей. Объединение, сплочение в рамках Союза позволит всем его членам ощутить себя монолитной структурой. Союз должен обладать правом законодательной инициативы, участвовать в формировании и проведении инвестиционной политики, влиять на государственную социальную, промышленную, научно-техническую политику, заботиться о престижности профессии строителя и подготовке квалифицированных кадров, осуществлять независимую юридическую защиту своих членов. Союз призван осуществлять меры по совершенствованию налоговой и финансово-кредитной систем; установлению экономически обоснованных стандартов и цен на строительную и проектную продукцию, содействовать увеличению производства строительных материалов и изделий, эффективному использованию имеющегося в капитальном строительстве потенциала в целях умножения национального богатства Республики. Союз также будет способствовать равноправному развитию различных форм собственности, горизонтальных связей и кооперации с организациями и предприятиями всех отраслей народного хозяйства, формированию новых, в основном на экономической основе, структур управления, оказывать содействие реализации государственных программ. Организационный комитет подготовил проект устава, необходимый для учреждения Союза. Он находится у вас на руках, и потому не стану заниматься его пересказом. Хотел лишь остановиться на ряде положений. Союз через утверждаемые им фонды может осуществлять финансирование приоритетных программ развития, тем самым будут стимулироваться те направления, от которых напрямую зависит деятельность строительного комплекса. В первую очередь это промышленность строительных материалов и строительное машиностроение. С помощью Союза его члены получают возможности объединять финансовые, материальные и другие ресурсы для решения социальных и иных общих задач, участвовать в организации единой информационной деятельности, создавать предприятия и организации, необходимые для осуществления возложенных на него задач. Союз будет подготавливать обзоры и рекомендации в соответствии с анализом уровня деловой активности на подрядном рынке и рынке строительной и проектной продукции. Важными направлениями его деятельности должны стать поддержка международного экономического и научно-технического сотрудничества, экспортной ориентации строительного комплекса, повышение конкурентоспособности с иностранными фирмами. Представляется целесообразным создание при нём внешнеторговой фирмы, которая позволит эффективно торговать, заключать сделки, контракты с зарубежными партнёрами. Проектом указа предусматривается осуществление издательской деятельности, издание материалов информационного, коммерческого и рекламного характера, организация выставок, ярмарок, семинаров, в том числе за рубежом. Укреплению и развитию Союза будет способствовать создание коммерческого банка, страхового общества, в дальнейшем возможно и товарной биржи, биржи проектной продукции. Заслуживают внимания предложения о создании центрального клуба строителей, собственного учебного заведения. Союз должен быть наделён правом внесения предложения о представлении своих членов к Государственным премиям, правительственным наградам, присвоении почётных званий. Он должен утверждать собственные награды и формы поощрения. Несколько слов об организационной структуре Союза. Высший орган - съезд, который созывается не реже одного раза в три года. Съезд избирает президента, который по усмотрению съезда может быть освобождённым, правление Союза и ревизионную комиссию. Правление Союза избирает вице-президентов, а также президиум правления. Пленумы правления проводятся не реже одного раза в квартал. Правление утверждает структуру исполнительного органа и смету расходов на его содержание. Срок действия полномочий правления союза, ревизионной комиссии, президента и вице-президентов три года. В составе Союза могут создаваться на добровольной основе региональные отделения. О взносах. Оргкомитетом рассматривалось несколько вариантов, в результате выносим на решение следующее предложение. Вступительный взнос коллективными членами уплачивается в размере 20 тысяч рублей, проектными, научно-исследовательскими организациями, малыми предприятиями и приравненными к ним - 10 тысяч рублей, индивидуальными членами - 50 рублей. Общественные и ассоциированные организации уплачивают вступительные взносы в согласованных с Правлением Союза размерах. Ежегодные членские взносы уплачиваются коллективными членами из расчёта 1 рубль с работающего, индивидуальными членами также 1 рубль. Оргкомитет по подготовке учредительного съезда получил более 200 заявлений от строительных, проектных и других организаций и предприятий о приёме их в члены Союза, по поступающим данным их будет значительно больше. Среди организаций инициаторов предприятия и организации Госкомархстроя РСФСР, концернов и ассоциаций «Россевзапстрой», «Росюгстрой», «Росуралсибстрой», «Росгражданреконструкция», «Росстройзаказчик», «Росстройизыскания», «Росгражданпроект», «Росстром», Минмонтажспецстроя СССР, Мосстройкомитета, Мособлстройкомитета, Ленстройкомитета, Союза промышленных кооперативов СССР, Союза проектировщиков Ленинграда и другие. Наш съезд имеет необходимые полномочия. От имени оргкомитета и как представитель организации-учредителя вношу предложение об образовании Российского союза строителей». Отступлений от установок Скокова допущено много. Есть они и в порядке ведения съезда, и в трактовке некоторых проблем. Вопросов ко мне не последовало: или учредители были удовлетворены услышанным, или они хотели сами быстрее высказаться и перейти к главному делу на любом съезде - к выбору руководящих органов.
*** После доклада трибуна не пустовала, на неё поднимались те, кто желал поделиться своими соображениями по повестке дня. Правда, вместе со мной выступило только десять человек, что немного для мероприятия такого масштаба. Сказывалась всё-таки новизна темы. Все поддержали идею создания Союза, но не ограничивались этим. Они высказывали свои мнения по поводу предназначения новой формации, говорили о наболевшем, что может быть и не всегда имело прямое отношение к существу дела. Управляющий трестом «Апатитстрой» (не стану называть здесь и далее фамилии) остался, в отличие от меня, недоволен отсутствием на съезде заместителя председателя правительства. Он расценил это как неуважение к важнейшей отрасли народного хозяйства. Его обида не была глубокой, так как он тут же предложил зарегистрировать создаваемый Союз при правительстве РСФСР. Ещё он категорически отверг возможность принятия кооператоров в создаваемый Союз. Руководитель ассоциации «Русь», состоящей из 25 организаций «нового» типа, не допускал даже мысли о «диктате» Союза по отношению к учредителям и членам общества. В противном случае он будет против вхождения в состав, так как ему дороже уже полученная свобода, нежели обещаемая поддержка, которой можно и не дождаться. Присущие рыночным отношениям формации нарастали, словно грибы, а люди ещё не имели собственного опыта, чтобы безошибочно отличать поганки от полезных. Вот и к президенту Союза строительно-промышленных кооперативов СССР отнеслись с недоверием, хотя он говорил здраво: - Старые структуры не работают. Особое внимание надо уделять передовым технологиям. Руководитель ассоциации «Ростовстрой» сравнил положение в родной отрасли с «тихой итальянской забастовкой», и сетовал по поводу того, что сейчас приходится «покупать санитарные приборы у торговки, а лес приобретать в обмен на легковые автомашины». Создание Союза поддержал безоговорочно, а с кандидатурой президента пока не определился, потому предложил на выбор сразу двоих: Решетилова и Забелина. Начальник ТСО «Новосибирскстрой» твёрдый сторонник Союза, но он предупреждает, что нельзя допустить обюрокрачивания этой организации, а её становления на ноги надо добиться за короткое время. Он первым высказался за то, что президент должен работать на общественных началах. Собственно, я в докладе допускал такую форму управления, однако надеялся, что учредители к ней отнесутся отрицательно. Если человека не освободить от основной работы, то от него не дождёшься усердия при выполнении обязанностей на общественном фронте. Концерн «Росстром» в лице своего руководителя затронул несколько тем: - Приоритет в работе Союз должен отдавать тылу - строительным материалам. Льготное налогообложение, на которое надеются некоторые выступающие, не поддержит Минфин. Собственность надо передать местным Советам. Вице-президент должен быть от производителей строительных материалов. От сельских строителей поступило предложение избрать президентом В.М. Видьманова, руководившего ассоциацией «Росагропромстрой». Заместитель председателя облисполкома Тулы отметил: - Отрасль развалена, строители не работают, а президентом вижу Лосева Ю.Г. Руководитель Госстроя Башкирии был за объединение в Союз и за то, что его надо «брать в руки Фурманову». Представитель Союзспецстроя, выступавший последним, настаивал на возрождении в РСФСР строительных министерств. На этом разноголосица прений завершилась, дежурные темы в очередной раз прозвучали, говорить больше было не о чём и не зачем, надо приступать к избранию президента на альтернативной основе. Последовали самоотводы от тех, чьи фамилии упоминались в качестве претендентов. Остались Решетилов и Забелин. Теперь вести заседание съезда учредителей Союза мне пришлось уже одному. Претенденты высказали свои соображения по поводу предстоящей работы, ответили на вопросы. Забелин в очном соревновании с медлительным Решетиловым вызывал больше симпатий. Правда, он категорически отказался от работы в Союзе на освобождённой основе, но такое же заявление сделал и Решетилов. Перед голосованием я поддержал Забелина. Тайное волеизлияние дало такие результаты: Забелин получил 107 голосов, Решетилов - 56. Многотрудное мероприятие завершилось уже к 15 часам, и я поехал на работу. Следующий день был субботой, на совещании со своими заместителями была возможность не только подвести итоги прошедшего учредительного съезда. Состоялось распределение обязанностей между замами, утверждение штатного расписания, согласование повестки заседаний коллегии на первый квартал 1991 года. Были назначены руководители управлений и отделов, в очередной раз подправлено положение о Комитете и сделано раскрепление помещений за отделами. Во второй половине дня Скоков проводил селекторное совещание с организациями строительного комплекса по вопросам чрезвычайного положения с бюджетом и невыполнения плановых заданий. В этой обстановке до упоминания о Союзе строителей России дело не дошло.
*** Правительство и потом нечасто вспоминало о Союзе, а он существовал и набирался опыта. Первые годы регулярно проводились заседания правления, рассматривались текущие проблемы, принимаемые решения по защите интересов строителей отправлялись в адреса вышестоящих инстанций. Постепенно активность руководящего звена Союза пошла на убыль. В феврале 1993 года был проведён второй съезд. На нём обновили состав правления, вместо «самоустранившихся отдельных членов от деятельности в Союзе», были избраны новые «в целях широкого представления строительной общественности в руководящих органах Союза». Ими в основном оказались президенты акционерных обществ. Конечно, изменения в составе правления напрашивались, но оживления в работе Союза не последовало. Съезд принял постановление об изменении размера и установлении порядка уплаты взносов. Инфляционный процесс в стране обесценил вступительные и ежегодные членские взносы, но даже и эти средства организациями не перечислялись. Новый размер ежегодного взноса составил «0,03 процента от годового фонда заработной платы организации-члена». Эта маленькая хитрость в подсчёте перечисляемой суммы оправдала себя лишь частично, так как количество плательщиков не возросло. Не помогало и обсуждение этого вопроса на каждом заседании правления. Претерпел изменения устав, в котором появилось важное дополнение: «Союз представляет на переговорах о заключении генерального соглашения и отраслевых соглашений между правительством, профсоюзами и работодателями предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица строительного комплекса Российской Федерации всех форм собственности, кроме федеральной, подписывает от имени работодателей эти соглашения». Новая обязанность была вызвана переходом правительства на ежегодное заключение трехсторонних соглашений. Раз в год президент общественного Союза участвовал в подписании документа, в котором, наряду с другими решениями, устанавливалась ставка рабочего первого разряда в зависимости от минимальной заработной платы, что давало возможность получать возмещение затрат на заработную плату от заказчиков через договорную цену. Что же касается других направлений деятельности Союза, то исполнительную власть они интересовали мало, и она не прислушивалась к рекомендациям и слабеющим год от года требованиям. Правда, правительство продолжало подписывать приветствия к очередным съездам Союза строителей России. Несмотря на хроническую нехватку средств для нормальной жизнедеятельности общества, съезды свои оно проводило с большой помпой. Эти мероприятия необходимы, но устав предполагает ещё массу других обязанностей, в которых Союз пока себя не нашёл. Я продолжаю и сейчас, спустя десятилетие после создания общественной организации, верить, что положение изменится к лучшему, и Союз строителей России станет достойным защитником интересов строительного комплекса страны. Иного быть не может.
|